Перевальский Рыболовный Клуб

Балансиры    Вертикальные блесны

Отвесное блеснение

   Это способ ловли хищных видов рыб из-подо льда, хотя он также может быть весьма результативен и на открытой воде. Сторонники этого вида ловли, как правило, люди темпераментные, предпочитающие активную ловлю терпеливому ожиданию поклевки у прикормленных лунок. Основными трофеями любителей подледного блеснения являются окунь, щука и судак. Из других видов рыб при ловле на блесну зимой попадаются голавль, плотва, красноперка, карп и даже карась, правда, поимку карповых следует отнести к категории случайных трофеев.

Вертикальные блесны

    Этот вид искусственных приманок известен давно. Рыбаки и охотники Сибири во времена каменного века применяли искусственные приманки из камня и кости. Можно предположить, что эти примитивные блесны и стали предшественниками современных искусственных приманок. Определенный интерес представляют результаты раскопок в Северной Германии, где были найдены рыболовные крючки с уплощенным и расширенным цевьем эпохи бронзы. Скорее всего это были прототипы нынешних вертикальных блесен.

Типы зимних блесен   Приманка для вертикального блеснения щуки и окуня должна перемещаться как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. В подавляющем большинстве случаев окунь предпочитает короткие и резкие движения приманки, а щука – более плавные и длинные, поэтому конфигурация щучьих и окуневых блесен будет отличаться. Иначе говоря, щучьи блесны (Рис.:А) должны быть относительно более легкие и длинные, а окуневые (Рис.:Б) – короче и с большим удельным весом (далее в тексте – тяжелые). Судак же, как правило, не требует от приманки активной игры, а так как он чаще всего располагается на глубоких участках, то и блесны для него должны быть тяжелые и узкие (Рис.:В).
   Рассмотрим более детально, что происходит с приманкой в воде в зависимости от ее формы, исключив при этом какие-либо воздействия со стороны рыболова. Для этого мы не будем производить манипуляции с блесной, а просто поднимем ее вверх, дадим время остановиться и, опустив удильник, предоставим ей возможность свободно планировать.
   Для того чтобы блесна уходила в сторону от вертикали, ее силуэт (профиль) должен быть хотя бы незначительно изогнут, иначе она просто, как груз, уйдет вниз. Изгиб определяет ход (шаг) блесны, т. е. длину траектории (дуги), по которой она перемещается. Но не только величина изгиба (угла?), но и его локализация определяют игру приманки. Чем изгиб ближе к середине корпуса, тем выше планирующие свойства блесны, т. е. способность ее уходить в сторону от вертикали, и наоборот, чем он (изгиб) расположен дальше от хвоста, тем больше лобовое сопротивление и тем активнее приманка работает в горизонтальной плоскости. Смещение же изгиба к хвосту придает возможность блесне совершать колебания с боку на бок. На игру приманки оказывает влияние и местоположение самой широкой ее части (максимального расширения корпуса).
   Характер игры блесны зависит также от ее веса и локализации центра тяжести. Чем больше удельный вес, тем продолжительнее функциональная фаза игры и тем глубже мы можем эту блесну использовать. Но при перегрузке приманка утрачивает свои планирующие свойства. Что касается центра тяжести, то он должен размещаться на расстоянии 2/3–3/4 длины тела приманки от хвоста и чем больше это расстояние, тем больше шаг блесны. Но при расположении центра тяжести на расстоянии, превышающем 4/5 длины от хвоста, приманка начинает уходить в штопор.

Техника блеснения

   Техника игры вертикальными блеснами определяется как их геометрией, так и видом предполагаемой добычи. Стандартный подход к игре различными блеснами – одна из наиболее распространенных ошибок.
   СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ: игра блесны и игра блесной не одно и то же. От умения рыболова зависит, будет ли его приманка ассоциироваться у рыбы с предполагаемой жертвой или, напротив, вызовет у нее резкую антипатию.
   В целом игра вертикальной блесной включает в себя три взаимосвязанных компонента:
1) взмах удилищем вверх (подъем блесны);
2) моментальное возвращение удилища в исходную позицию;
3) пауза.
   И хотя в литературе можно обнаружить массу вариантов вертикального блеснения, все их различия сводятся к динамике и высоте подъема приманки и длительности паузы.
Характер движения зимней блесны
   Динамика взмаха определяет характер движения блесны. При относительно мягком подъеме за счет своей конфигурации и веса относительно медленно (если термин "медленно" здесь вообще приемлем) уходит в сторону (Рис.:I, Б–В). Вытянув леску и достигнув точки Б (Рис.:I), она по дуге возвращается в отправную позицию (А). Условно назовем перемещение блесны до критической точки функциональным (Б – В), а возвращение в исходную точку (В – А) – инертным моментом игры приманки. И чем выше мы поднимем щучью блесну, тем больший диапазон она отработает. Для ловли щуки все перемещения, происходящие в результате плавной работы блесны, можно считать рабочими. Но для окуня инертный момент возврата блесны желательно сократить. Естественно, что при хорошем клеве этого просто не заметишь, поэтому все дальнейшие рассуждения будут более справедливы для случаев низкой активности рыб.
   Рассмотрим второй вариант (Рис.:II) – короткий и энергичный взмах (я бы назвал его окуневым) удочкой, к леске, которой привязана окуневая блесна. Желательно, особенно в случае применения легких блесен, чтобы этот взмах не просто быстро поднимал блесну вверх. По сути, мы должны произвести удар посредством удилища и лески снизу по блесне, подобно тому, как теннисной ракеткой подбрасываем (подбиваем) шарик. Не толкнуть вверх, а именно ударить снизу вверх так, чтобы ощутить удилищем удар по блесне. И дело здесь не в силе, а скорее в положительной начальной скорости удилища в момент воздействия (соприкосновения) на блесну. Для того чтобы прочувствовать этот удар, положите приманку на дно, опустите еще на пару сантиметров удилище вниз так, чтобы леска ослабла, и резким взмахом дерните блесну вверх. Если все правильно получилось и вы почувствовали удар, повторите все, но уже в быстром темпе и не опуская блесну на дно. Я не физик, и мне трудно это теоретически обосновать, но именно такой специфический удар-взмах и сообщает блесне дополнительную энергию или что-то там еще, что делает ее игру соблазнительной для окуня.
   Если вес и конфигурация блесны подобраны правильно, то она прежде совершит ряд коротких зигзагообразных движений из стороны в сторону и только потом продолжит работу в соответствии со своими конструктивными особенностями и, достигнув критической точки (Рис.:II, В), вернется на исходную позицию. А теперь существенный при ловле окуня нюанс, который, особенно в совокупности с толстой леской, может свести к нулю все старания. Речь идет об амплитуде взмаха, которая, по моему мнению, должна определяться в первую очередь геометрией приманки. Дело в том, что возврат в первоначальную позицию (А) у блесен с длинным и блесен с коротким шагом происходит по-разному. В случае слишком высокого подъема вверх блесна с большим шагом (щучья), активно «"отработав" функциональную фазу (Рис.:I, Б–В), возвращается в исходную точку по пологой дуге или спирали. Для ловли щуки это нормально. Но окуневая блесна с коротким шагом (Рис.:II, Б-В), быстро потеряв энергию за счет высокого лобового сопротивления и давления воды (в первую очередь на леску!), падает чуть ли не вертикально вниз. И чем взмах будет выше, тем инертная фаза блесны будет наименее естественна, что при ловле окуня недопустимо, так как малоактивная рыба успевает обнаружить подвох. Я сам видел, как рыбы, заинтересовавшись активной игрой (в функциональной фазе), практически исчезали из поля зрения при движении приманки по спирали вниз. Именно поэтому при ловле окуня общепринятое представление о длительных паузах в период глухозимья не вполне корректно и часто является причиной неудач. Рыболов должен рассчитывать высоту взмаха так, чтобы блесна, бойко отработав функциональную фазу (Рис.:II, Б-В), не производила никаких ненатуральных движений.
   Что касается ловли судака, то взмах должен быть еще мягче, чем при ловле щуки. Даже не взмах, а медленный подъем, так как именно в начале такого подъема и фиксируются хватки. Зато незначительно изогнутая у хвоста судаковая блесна при резком взмахе уходит далеко в сторону (Рис.:III). Это может также быть использовано при ловле окуня в глубоких местах. Желательно оснастить такую приманку подвесным тройничком.
   Теперь более подробно о паузе. Пауза при игре блесной и пауза в игре блесны – две разные вещи. Пауза в игре или работе блесны – это время, когда блесна находится в состоянии покоя. Пауза при игре блесной – понятие более широкое и так же, как и динамика и амплитуда взмаха, зависит от вида блесны и предполагаемой добычи. Начало ее совпадает с достижением блесной точки В и ощущается рукой как толчок по удилищу или фиксируется кивком. Это начало инертного момента игры, продолжительность которого, как мы уже знаем, зависит от конструкции блесны и высоты взмаха удилищем. Иначе говоря, чем короче и жестче взмах и чем тяжелее и уже блесна, тем быстрее она вернется в отправную точку А, достигнув которой она еще какое-то незначительное время продолжает покачиваться, подобно маятнику у остановившихся часов. Возможно симптомы "уходящей жизни" ассоциируются у хищников с ослабевшей или раненой жертвой, во всяком случае, окунь набрасывается на блесну чаще всего именно в этот миг. При ловле щуки наибольшее количество атак фиксируется раньше, на саму инертную фазу. А судак может "навалиться" либо на неподвижно висящую блесну, либо в момент ее плавного подъема, либо, как и окунь, в момент затухания колебаний приманки.
Hosted by uCoz